Лев Сергеевич Термен

Подробнее

Термен был коренным петербуржцем. Он родился в самом конце прошлого века. Как и многие великие люди, учась, разбрасывался необычайно. Изучал физику и астрономию в Петербургском университете, радиофизику - в Политехническом, а вдобавок учился по классу виолончели в Петербургской консерватории.

Для Термена было большой удачей, что он в 1920 году попал в Петроградский физико-технический институт к профессору А. Ф. Иоффе. Абрам Фёдорович задавал ему лишь очень трудные, « невыполнимые»  задачи. Во время одного из опытов Термен заметил, что собранный им прибор звучит, когда к нему приближается рука! Недолгая тренировка, и от движения рук Термена из прибора полились «Элегия» Массне и «Ноктюрн» Шопена.

Изобретение называлось по-инженерному сухо: «Музыкальный прибор с катодными лампами». Но вскоре кто-то дал удивительному аппарату новое название — терменвокс, то есть «голос Термена».

И в самом деле, терменвокс был чудом. Он имел вид небольшого ящика с короткой никелированной антенной. Исполнитель, подойдя к терменвоксу, начинал водить руками, напоминая пассы дирижёра. И рождалась музыка!

В марте 1922 года изобретателя пригласили в Кремль продемонстрировать его аппараты В. И. Ленину. «Я исполнил «Этюд» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки, - вспоминал Термен.- Затем Владимир Ильич захотел сам исполнить что – нибудь на терменвоксе. Я взял его руки в свои и показал, как это делать. У Владимира Ильича оказался замечательный слух, и он быстро освоился с инструментом».

В 20-е годы Термен работал и над другой исключительно важной проблемой- передачей изображения на расстояние. (Всего было создано 4 варианта установки. Четвёртый вариант был самым лучшим. Он превосходил своих зарубежных аналогов, так как число строк в установке Термена было более 100,а размер экрана был огромным. Число строк зарубежных установок было не более 35,а размер экрана был не больше спичечного коробка.)

В 1927 году в Германии, во Франкфурте-на-Майне, должна была состояться музыкальная выставка, куда направилась и наша делегация. Уехал и Термен.

А дальше путь Термена лежал за океан, в США. Там он выступал со своим терменвоксом во многих городах Штатов, знакомился с известными людьми (естественно, он тогда сам был очень известным), продолжал изобретать свои терменвоксы... По своему ли желанию или нет - неизвестно, но в 1937 году Термен возвратился на Родину.

В августе 1939 года Особое Совещание при НКВД приговорило Термена к заключению в лагере на 8 лет. Фактически же неволя для него продолжалась два десятилетия!

Он выжил лишь потому, что его талантливая голова понадобилась-таки власть имущим. Он опять оказался в Москве, в «шарашке», закрытом КБ, возглавляемом авиаконструктором А. Н. Туполевым, тоже заключённым. Термен стал заниматься радиооборудованием самолётов. В 1947 году Лев Сергеевич был,  наконец, освобождён из заключения, но полную реабилитацию получил лишь 11 лет спустя.

Термен вышел на свободу уже совершенно забытым в своей стране. Многие документы, свидетельствовавшие о его научных заслугах, исчезли или осели в секретных архивах.

Даже в послесталинскую эпоху официальные круги относились к электронной музыке с подозрением, как к «буржуазному искусству». Руководство Московской консерватории, в которой Термен работал в акустической лаборатории, постарались от него избавиться. Термену удалось устроиться на «рабочую сетку» радиомехаником. Ему было уже далеко за 70, но он трудился неутомимо - по 10-12 часов в сутки.

Прошло ещё несколько лет, электронная музыка стала привычной. Термен смог снова побывать за границей на международных фестивалях и конференциях.

Лев Сергеевич Термен умер 4 ноября 1993 года на 98 году жизни. Завершился его большой, трагический и таинственный путь.

Подробнее

Hosted by uCoz